zizis (zizis) wrote,
zizis
zizis

Categories:

Ту-144 борт 77107


Когда-то давным давно, два года назад, я в первый раз был в Казани. Тогда Татарстан представлялся чем-то далеким, недостижимым и неизведанным. Сейчас это для меня практически Подмосковье. 800 километров от столицы до столицы преодолеваются за день благодаря высоким достижениям в науке и технике.
В 60-х и 70-х годах во всем прогрессивном мире развитие техники шло семимильными шагами. Советский Союз не только не отставал от других стран, но и создавал поистине уникальные и неповторимые экземпляры. Одним из таких произведений механического искусства стал ТУ-144. Сегодня мы посмотрим и поднимемся на борт СССР-77107, который хранится в Казанском Авиационном Институте.

01.
Посмотреть на него может любой желающий, попавший в Казань. Вот вид на самолет с улицы Дементьева.

02.
К сожалению, самолет стоит в столь неудобном для фотографирования малом пространстве, что общий вид его сделать так и не удалось. Помните фильм “Мимино”? Там товарищ Мизандари после перевода с Ми-2 летал на большом красивом самолете в Дели и Сан-Франциско. Вот это и был сверхзвуковой красавец ТУ-144.

03.
Встретил нас, все показал и рассказал, дал пощупать, понажимать и порулить преподаватель кафедры конструкции и проектирования летательных аппаратов Алексей Иванович. Большое ему за это спасибо, настоящий фанат своего дела.

04.
Пока Алексей Иванович рассказывал нам об истории самолетостроения вообще и этого самолета в частности, я покажу вам его кусочки снаружи. И, конечно, в общих словах расскажу историю.

05.
Когда деревья были большими, в мире существовала ядерная держава СССР, а мой папа ходил в школу, в светлых инженерно-конструкторских умах зрела мысль: “Доколе! Доколе человек будет передвигаться как черепаха! Самолеты уже способны летать быстрее звука, почему же им не перевозить пассажиров?”

06.
И вот люди придумали “Конкорд”. А наши люди подумали чуть дольше и придумали Ту-144. По многим характеристикам самолет получился удачнее. Достаточно вспомнить переднее горизонтальное оперение, увеличивающее маневренность на малых скоростях, более удачное расположение двигателей и намного меньшую требуемую длинну взлетно-посадочной полосы.

07.
Но они смогли, а мы нет. 14 “Конкордов” летали почти тридцать лет и перевезли около трех миллионов пассажиров. А два наших Ту-144 за семь месяцев эксплуатации перевезли чуть больше 3 тысяч пассажиров рейсом Москва – Алма-Ата. Правда потом, какое-то время, они работали в качестве сверхбыстрых грузовиков на перевозках Москва-Хабаровск.

08.
У обоих самолетов случались авиакатастрофы.
Ту-144 разбился 3 июня 1973 во время показательного полета на авиасалоне в Ле-Бурже. Вторая авария случилась 23 мая 1978 года во время испытательного полета возле Егорьевска.
У “Конкорда” была одна катастрофа, но она случилась во время стандартного пассажирского рейса Париж – Нью-Йорк.
Ту-144 унесли жизни восьми летчиков испытателей. “Конкорд” – девяти пилотов и ста пассажиров.

09.
Конкретно этот борт был построен в 1975 году и был серийным образцом для перевозки пассажиров. Однако использовался для проведения летных испытаний. В 1985 году он был подарен КАИ, 29 марта совершил свой последний полет в Казань и прописался во дворе шестого корпуса КАИ.

10.
Алексей Иванович все рассказывал и рассказывал…

11.
Официальным поводом для вывода из эксплуатации называется нерентабельность полетов. Действительно, даже при более высокой цене билетов в сравнении с обычными рейсами, “Конкорды” работали практически в убыток.

12.
Рейс на нашей сверхзвуковой “тушке” стоил в полтора раза дороже чем на обычной, но так же полета не окупал.

13.
Получается, человечество пока что не готово платить реальную цену за быстроту перемещения в пространстве.

14.
Или эта цена слишком высока.

15.
Кроме Ту-144 во дворе института для расширения студенческого кругозора находятся еще несколько образцов.

16.
Во дворе института стоит МиГ-25. На самолетах этой конструкции было установлено 29 различных рекордов. И именно МиГ-25 в 1976 году Виктор Беленко угнал в Японию, где его разобрали до винтика, а потом выдали нам в ящиках.

17.
Тут же лежит хвостовое оперение Ту-16, советского стратегического реактивного бомбардировщика. И крыло с изменяемой геометрией от сверхзвукового истребителя-бомбардировщика Су-7.

18.
Знаменитый нос 144-ки. В опущенном состоянии он был при маневрировании на земле и взлете/посадке.

19.
В полете носовой обтекатель занимал горизонтальное положение, а маленькие крылышки, переднее горизонтальное оперение, складывалось и прижималось к бортам.

20.
Наконец-то заходим внутрь.

21.
Как я уже упоминал, этот борт использовался в качестве испытательного и кресла второго класса демонтированы. Тут когда-то стояли измерительные приборы.

22.
А салон первого класса сохранился. Напоминает Икарус.

23.
Довольно спартанские, по современным меркам, места.

24.
Полочки для вещей напоминают увеличенные варианты морозилки холодильника ЗиЛ. Или отделение для лекарств в Юрюзани. По-любому, ассоциация с холодильником :)

25.
Гальюн. Или как это там у них, у авиаторов, называется?

26.
“Во избежании засорения газеты в очко не кидать!” Объявление в одном из посещенных мной привокзальных туалетов.

27.
Можно вызвать стюардессу, надежную как весь советский флот.

28.
Вызов осуществляется посредством подачи электрического напряжения на звонок громкого боя 50 Гц. Вот уж чего не ожидал увидеть на борту, так это его. Он же весит как маленький слон. Сразу вспомнился отчет о каспийском экраноплане “Лунь”.

29.
А она (я про стюардессу) по заказу включит свет, электрокружку, вызовет в туалет или отключит пассажира.

30.
С газом и без газа. Военно-морской юмор :)

31.
Интересно, свистки в комплект входили?

32.
И был ли в комплекте надувной трап? Высоко прыгать получается.

33.
И вот потихоньку подходим мы к кабине пилотов. Это что-то от испытательного оборудования осталось.

34.
А это, как я понимаю, место борт-механика.

35.
Как он работал в такой темноте – загадка. Наверно, тоже по приборам.

36.
Казанский экземпляр Ту-144 частично живой. Работает гидравлика, практически полностью исправна электрика.

37.
Алексей Иванович специально для нас разогнал гидравлическую систему, показал подготовку к взлету. Чисто теоретически, если бы мы разжились топливом и перед нами была взлетная полоса, могли бы взлететь.

38.
Место первого пилота.

39.
Почти идентичное место второго пилота. Для сравнения кабина пилотов “Конкорда”. Это уже конец 90-х.

40.
Пресловутый автопилот. Я его себе как-то по другому представлял.

41.
С 1995 по 1999 модифицированный Ту-144Д использовался NASA в качестве летающей лаборатории. Сейчас он стоит в Жуковском и возможно скоро станет памятником.

Благодаря наводке Александра russos‘а мы можем взглянуть на то, как американцы обращались с нашим самолетом.

42.
Без самоучителя тут вряд ли разберешься. К каждой сложной технике должна быть инструкция!

43.
Опять идем к Александру. Вот она, инструкция! И у него же есть пара ссылок на архивные фильмы о разработке этого самолета.

44.
Вот и закончилась наша экскурсия по одному из самых интересных самолетов в истории самолетостроения. Этому экземпляру повезло чуть больше остальных, периодически в нем просыпается жизнь и его посещают люди.

45.
Ну и конечно же, раз он стоит в авиационном институте, значит безусловно участвует в процессе образования новых авиаторов и авиаконструкторов. Может быть именно казанские выпускники станут создателями нового экономичного сверхзвукового пассажирского самолета. Хочется верить.

И еще немного видео. Фильм о истории этого самолета в четырех частях. Часть 1, часть 2, часть 3 и часть 4.


Посты из Татарстана</p>
Tags: Репортаж, Татарстан, транспорт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 53 comments