zizis (zizis) wrote,
zizis
zizis

Categories:

Одоевские мастера


В славном городе Одоеве есть не только отлично сохранившаяся архитектура, но и очень интересные люди. Рядом с городом расположена деревня Филимоново, родина одноименной игрушки. Сейчас там игрушек уже не делают, жителей остается все меньше, а с хранителями традиционных ремесел я вас сейчас познакомлю.

01.
Местным культурным центром городка для меня стал не краеведческий музей и не Анастасов монастырь, а художественная школа под руководством Константина Николаевича и Елены Ивановны Кехаиди.

02.
Школе уже не один десяток лет, за эти годы ее ученики занимали множество почетных мест на различных российских и международных конкурсах ремесел. Несколько лет назад школа получила новое просторное здание. Хотя слово “новое” относительно и относится не к возрасту строения – сейчас в части помещений проходит капитальный ремонт.

03.
Константин Николаевич учит детей работать на гончарном круге, а Елена Ивановна преподает лепку из глины, показывает, как делать игрушки и подобные им вещи.

04.
В школе преподается не только работа по глине, занятия разносторонние. Вот эта картина, к примеру, в этом году заняла первое место на одном из российских конкурсов. Девочка взяла холст, краски, мольберт, пошла в пригород и нарисовала отличный призовой пейзаж.

05.
Детям не навязываются предпочтения преподавателей. Константину больше нравятся работы в такой немного наивной форме исполнения, но и в более серьезной живописи он может дать профессиональный совет.

06.
Вот это я не понял что. То ли законченное произведение, то ли просто мольберт с остатками краски. Но на стенку я бы такое с удовольствием повесил.

07.
А это картина по мотивам старой фотографии центральной площади Одоева. Сейчас часть зданий снесено, часть выглядит немного не так, добавился Ильич. Кто найдет, что в этой картине не так – молодец :)

08.
Константин отличный рассказчик. Когда я ехал к нему, у меня были подготовлены вопросы, но я ехал туда как к хранителю филимоновской игрушки, а оказалось, что эта семья сама по себе уникальна и интересна. Начать хотя бы с того, что все трое (третий – Платон Константинович, сын) члены союза художников России и признанные народные мастера.

09.
Именно эти люди более десяти лет назад организовали и начали проводить ежегодный фестиваль ремесел “Поляна”. Это большой лагерь, встающий на неделю на берегу реки Упа. Фестиваль считается детским, но и взрослым скучать там не приходится.

10.
Многочисленные мастера не только привозят свои изделия народного и не очень народного промысла, но и с удовольствием учат всех желающих. Можно научиться лепить глиняные изделия, делать соломенных кукол, вырезать по дереву и плести из бересты. Сколько мастеров, столько и умений.

11.
А вечером игры, песни, сказки. Сам я пока там не был, но обязательно постараюсь выбраться.

12.
Пока Константин показывал нам небольшой музей изделий, сделанных учениками и участниками “Поляны”, Елена Ивановна проводила занятия по лепке.

13.
Скоро Новый год, поэтому лепили Дедов Морозов. У всех они получаются разные, у кого-то мешок побольше или шапка лихо заломлена набок, кто-то рисует на тулупах снежинки.

14.
Дети помладше рисуют на свободную тему. Очень, кстати, интересная техника.

15.
Узнал я у Елены Ивановны и ответ на мучивший меня вопрос. Дело в том, что после обжига филимоновская глина получается белой, ее не надо грунтовать или как-то еще готовить к покраске – бери и раскрашивай. Оказывается, серый или красный цвет глине придают примеси металлов. При обжиге металлы выгорают и получается белая глина. Соответственно, если после обжига глина остается не белой, значит в ней присутствуют какие-либо примеси. На этом принципе основаны многие техники декоративного обжига, где-то что-то добавляется, в чем-то вымачивается, куда-то помещается и получаются уникальные рисунки, сделанные огнем или температурой.

16.
Проверка. Елена Ивановна строго следит за соблюдением авторских прав: “А теперь надо написать название работы и имя автора. Все работы должны быть подписаны!”

17.
Работа называется “Конь Маруся”.

18.
Этот рисунок как раз не подписан, а очень жаль. Такая красота обычной шариковой ручкой.

19.
Константин подкрашивает огнедышащего Змея Горыныча и приглашает нас в гости к себе домой. Горыныч стоял на прошлом фестивале и представляет из себя настоящую переносную печку. После растопки и равномерного прогрева из пастей вырывалось пламя, а хвост издавал свист. Детям понравилось и после реставрации и обновления Змей отправится ждать следующего лета.

20.
А вот уже семейная мастерская, устроенная на большой светлой веранде. В основном тут филимоновская игрушка. Кроме Кехаиди этот вид игрушек делают еще несколько одоевских семей. В советское время мастеров пытались объединить в некую артель, собрать в одном помещении и заставить работать с девяти до шести, но такая организация работы не прижилась, все же это не простая штамповка одинаковых моделек, даже практически идентичные игрушки одного мастера на самом деле индивидуальны, что уж говорить о разных людях.

21.
Дом у Кехаиди не простой. Это один из самых старых домов Одоева, ему точно за полторы сотни лет. Еще в коридоре чувствуется, что у дома есть свой характер и дело даже не в том, что нынешние его жители смогли сделать в частном доме практически выставочную галерею. Дело, наверно, в том, что дом строился с душой и вобрал в себя все лучшее от многочисленных своих постояльцев. А Константин все рассказывал и рассказывал. Кажется, теперь я заочно неплохо знаю человек десять скульпторов, художников и гончаров :)

22.
Стоит, наверно, подробнее рассказать о филимоновской игрушке. Рядом с селом Филимоново находятся залежи белой глины, из которой еще в XVI веке местные гончары делали всякую утварь. А их жены делали маленькие забавные фигурки-игрушки очень пластичной формы. Чаще всего они изображали стилизованные фигуры людей или домашних животных и делались из одного куска глины. После обжига наносился незамысловатый яркий рисунок из полосок, волн, елочек и точек.

23.
Советская власть пощадила филимоновскую игрушку. Говорят, что кто-то сделал бюстик Ленина в этом стиле, но на этом все и закончилось. Прибавились, конечно, типы фигурок и сюжеты, да и современные краски более яркие и насыщенные, но сегодняшняя филимоновская игрушка по сути такая же как и пару сотен лет назад.

24.
Разве что глину сейчас пытаются искать в промышленных песчаных карьерах. Та, что залегает в паре десятков метров от поверхности, лишена ненужных примесей и мусора – собирай пласты и лепи.

25.
А это эээ… печь. Электропечь для обжига. В ней трудно получить красивые разводы или следы пламени, но для равномерного обжига подходит идеально. А разводы можно и в обычной земляной печи сделать.

26.
Подошла к концу наша небольшая экскурсия. Уходил я из гостей с пакетом игрушек и сувениров. Местные мастера рады всем, при желании и наличии свободного времени могут даже мастер-класс провести. Если хотите пообщаться с Константином и Еленой или узнать о филимоновской игрушке подробнее – вот их сайт filimonofskay-igrushka.ru

27.
Мы же поехали дальше на восток и мысли о скорой ночевке в лесу и заканчивающемся бензине перебивались радостью, что в Одоеве, давно потерявшем звание города, с сокращающимся населением тысяч в шесть человек, при отсутствии сколько-нибудь серьезного работодателя в округе (это исключая небольшую ферму и мусороперерабатывающий завод), при всем при этом в художественную школу ходят несколько десятков талантливых детей, которым преподают такие хорошие и интересные мастера. А еще в Одоеве есть свой столетний ансамбль духовых инструментов и народный театр при пожарном депо, функционирующий аж с XIX века! Местные поэты регулярно выпускают сборники стихов, в городе проводятся спортивные чемпионаты. Уникальное для российской глубинки место.
Да, и надо обязательно приехать на фестиваль.

http://zizis.livejournal.com
Tags: Репортаж, Тульская область, Человек
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 45 comments